© Эмблема сайта разработана художником-дизайнером Вероникой Николаевой
Четверг 23.11.2017 15:50
Сайт о донской и буденновской породах лошадей
Вы вошли как Гость |Группа "Гости"
Главная » Статьи » Персоналии

Статьи о людях, которые внесли огромный вклад в становление донской породы

ПЕРСОНАЛИИ

Не будет ничего нового в словах о том, что основой любого дела являются люди. Разумеется, успех того или иного начинания зависит от великого множества неразрывно связанных между собой аспектов, но все же "человеческий фактор" стоит во главе угла при развитии любой области человеческой деятельности, будь то наука, промышленность или сельское хозяйство.
Ну а уж многие породы домашних животных и вовсе обязаны человеку своим появлением на свет. Но появиться, это одно, а завоевать себе "место под солнцем", право на существование и развитие, это совсем другая, возможно, куда более сложная задача. И тут тоже все зависит от людей. Тех людей, которые отдавали поставленной задаче, всю душу, силы, а, иногда, и жизни…
И мы ставим одной из важнейших задач нашего сайта рассказать о людях, посвятившиХ жизнь созданию и развитию буденновской и донской пород лошадей.
К сожалению, история буденновской и, особенно, донской породы изобилует трагическими поворотами событий, при которых страдали как лошади, так и люди. Имена многих коннозаводчиков, внесших громадный вклад в развитие породы, к сожаленИю, безвозвратно пропали в дыму и пожарах революции И гражданской войны. Однако, после смутных лет революции и гражданской войны история породы не прервалась, чем она опять же обязана специалистам и энтузиастам своего дела.
О всех тех людях, о которых мы располагаем хоть какой-то информацией, мы и хотим рассказать в этом разделе и тем самым отдать им дань памяти и уважения. Ведь благодаря им мы до сих пор можем любоваться достойными представителями многообразного конного мира - лошадьми донской и буденновской породы!


АТАМАН ПЛАТОВ
Матвей Иванович Платов был первым коннозаводчиком на Дону. До него все коневодство располагалось по правому берегу Дона. Кобылы ходили в общественных, так называемых, плодовых табунах, на случку весной в косяки пускали жеребцов из-под казачьих седел, тех кто хорошо проявил себя в военных походах. Но для обеспечения казачьих войск конским составом должного качества и количества этого было недостаточно. Платов первый понял это и стал осваивать левый берег Дона, где в последствии и развернулось все Задонское коневодство.
Подробнее…


ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ИЛОВАЙСКИЙ
После М.И. Платова одним из самых крупных коннозаводчиков на Дону стал Василий Дмитриевич Иловайский. Масштаб и значение его деятельности для донского коннозаводства сравнивали с деятельностью графа Алексея Орлова в рысистом коннозаводстве.
Подробнее…





АТАМАН ПЛАТОВ

Первым обратил внимание на необходимость организации коннозаводства в Задонских степях Матвей Иванович Платов. Герой Отечественной Войны 1812 г. Матвей Иванович Платов был одной из ярчайших фигур не только своего времени, но и русской истории вообще.

Свою военную карьеру он начал совсем юным казачком. По настойчивому желанию сына, отец Платова Иван Федорович, определил его в Войсковую канцелярию, когда парнишке едва минуло 13 лет. 16-ти летним он уже принимал участи в первой Турецкой кампании 1768-1774 г. В 1773 г.
В 20 лет получил первое офицерское звание подписанное Екатериной II. Воюя на Кавказе познакомился и даже подружился с А.С. Суворовым. В Русско-турецкой войне 1787-1791 Платов участвовал, будучи походным атаманом Екатеринославского казачьего войска, сформированного Потемкиным, в чине полковника.

Под началом Суворова Платов со своими казаками участвовал во взятии Измаила, хорошо укрепленной турецкой цитадели. После взятия Измаила Платов получил звание генерал-майора.
После смерти Екатерины Платов попал в опалу к Павлу I и на 4 года был сослан в Кострому. Зимой 1801 г. по решению Сенатского суда Платов был оправдан, принят императором и в том же году назначен атаманом Войска Донского. Казачьи войска из иррегулярных и вспомогательных, были реорганизованы в общеармейские структуры.
С началом войны в Европе с Наполеоном Платов со своим казачьим корпусом отправляется в расположение русских войск в Пруссию, проводит там несколько успешных военных операций, обращая в бегство "всю французскую кавалерию".

В полной мере раскрылся полководческий талант Платова в войне 1812 г. М.И. Кутузов знал Платова с 1773 г. Во время Бородинского сражения казачьи полки и легкая кавалерия под началом Платова должны были ударить в тыл французским войскам, что они успешно и выполнили, захватив при этом главный обоз наполеоновской армии. Пока Наполеон находился в Москве, Платов бал направлен на Дон, где провел дополнительную мобилизацию, пополнив свое войско 22000 казаков. Эта сила и преследовала отступающую наполеоновскую армию от Малоярославца до Ковно.
Наполеон признавался, что именно казаки уничтожили всю его конницу и артиллерию. В октябре 1812 г. Матвей Иванович Платов был удостоен графским титулом. В составе русской армии казачьи полки под командой своего атамана освобождали от французской армии один за другим европейский горд.
За участие в сражении под Лейпцигом, определившем дальнейшую судьбу Наполеона, Платов прямо на поле битвы был награжден орденом Андрея Первозванного, высшим из Российских орденов.

После заключения Парижского мира, в сопровождении Александра I, Платов посещает Лондон. В Англии казачий атаман пользовался чрезвычайной популярностью. Оксфордский университет вручил ему диплом почетного доктора права, его портрет поместили в одном из парадных залов Королевского дворца, его именем был назван спущенный на воду 80-и пушечный английский корабль. огромное впечатление Матвей Иванович произвел на Вальтера Скотта на состоявшейся короткой встрече.

Возвратившись на Дон Платов целиком посвятил себя делам Донского края, его столице Новочеркасску. При нем строили дороги, открывались учебные заведения и больницы, организовывалась почтовая служба, развивалось виноградарство.
Скончался М.И. Платов 3 января 1818 г.
Особой любовью и заботой пользовалось у него коневодство. Благодаря его заботам, получило новый толчок к развитию. Свой конный завод Платов основал в 70-е годы XVIII века. Вслед за Платовым перегнали в Задонские степи свои табуны родовитые казаки и дворяне: Н.В. Иловайский с 1780 г., А.В. Иловайский с 1778 г., И.М. Сериков с 1777 г., М.М. Кузнецов с 1780 г., М.Ф. Калашников с 1794 г., Ф.Н. Поляков с 1795 г., Д.Е Кутейников с 1794 г., П.П. Янов с 1776 г. Благодаря деятельности Атамана Платова, иметь завод в Задонье считалось престижным.



ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ИЛОВАЙСКИЙ

После М.И. Платова одним из самых крупных коннозаводчиков на Дону стал Василий Дмитриевич Иловайский. Масштаб и значение его деятельности для донского коннозаводства сравнивали с деятельностью графа Алексея Орлова в рысистом коннозаводстве.

Генерал-лейтенант Василий Дмитриевич Иловайский (1785-1860) принадлежал к старинному очень разветвленному казачьему роду. Его дед, Иван Макеевич Иловайский, был войсковым старшиной, отец - генералом от кавалерии Войска Донского. Родной дядя, войсковой атаман Алексей Иванович Иловайский, кавалер ордена св. Георгия 3-й степени, был активным участником первой турецкой войны 1774 - 1776 гг.

Шестнадцатилетним юношей в 1801 г. Василий Иловайский в чине есаула вступил в Войско Донское. С 1806 г. принимал участие в войне с Наполеоном, зарекомендовав себя храбрым и смелым офицером. За участие в боях у Янкова и под Прейсиш-Эйлау, получил Золотой крест на георгиевской ленте. За участие в боях в мае-июне 1807 г. в составе летучего корпуса атамана Платова награждается Анненским оружием и Золотой саблей "За храбрость". В 1808, в1809 гг. Иловайский участвует в боях под Силистрией, у Браилова. С мая 1810 г. сражается с турецкой конницей у Базарджика. Отличился в боях с турками в 1811 г., когда, командуя полком, входил в состав Молдавской армии Кутузова. Войну 1812 г В.И. Иловайский встретил под командованием князя Багратиона. После перехода французской армией Немана полк Иловайского постоянно участвует в боях. Летом 1812 г. в возрасте 27 лет он произведен в звание генерал-майора. Во время пребывания французов в Москве казаки не дают им покоя постоянными нападениями, а потом преследуют отступающую французскую армию до границ Российского государства и дальше в Пруссии и Франции. Великая Отечественная война 1812 г. заканчивается для В.Д. Иловайского в Париже участием в тожественной церемонии входа русских войск в столицу Франции. За время участия в этой военной кампании Иловайский был многократно награжден самыми высокими российскими военными и зарубежными наградами.

В 1826 г. В.Д. Иловайский был возведен в звание генерал-лейтенанта и в составе Отдельного кавказского корпуса Паскевича участвует в боевых действиях на Кавказе. После успешного сражения за Аракс, В.Д. Иловайский получил разрешение вернуться в Россию, прослужил на Дону еще 13 лет и, имея репутацию бесстрашного генерала, одного из наиболее ярких представителей славной династии Иловайских, вышел на пенсию "по домашним обстоятельствам" в 1840 г.

Но в истории России Василий Дмитриевич Иловайский остался не только как талантливый военачальник, но и как талантливый коннозаводчик. Его деятельность на этой почве гораздо менее известна, так же, кстати, как и деятельность графа А. Орлова. Донские атаманы Платов и Иловайский стояли у истоков Задонского коннозаводства, которое с последней четверти XIX века стало основным поставщиком лошадей для всей русской армии.
После организации атаманом М.И. Платовым в 70-х годах XVIII века своего конного завода, иметь конный завод на левом берегу Дона считалось престижным. Примеру Платова последовало богатое родовитое казачество. В Задонье один за другим конные заводы организуют: П.П. Янов с 1776 г., И.М. Сериков с 1777 г., А.В. Иловайский с 1778 г., Н.В. Иловайский с 1780 г., М.М. Кузнецов с 1780 г., М.Ф. Калашников с 1794 г., Ф.Н. Поляков с 1795 г., Д.Е Кутейников с 1794 г.,.П. Янов с 1776 г. Для развития донского коневодства значение появление конных заводов трудно переоценить. Во-первых, шло постоянное улучшение породного состава лошадей, во-вторых, совершенствовалась технология конеразведения.
Завод В.Д. Иловайского был самым крупным в Задонье. В отдельные годы численность лошадей доходила почти до 5 тыс. голов. В 1848 г. у него было 4994 лошади, но после тяжелой снежной зимы поголовье сократилось почти в 2 раза. Спустя 10 лет к 1858 г. количество лошадей дошло до 4870 голов. В дальнейшем поголовье лошадей в заводе В.Д. Иловайского и его вдовы Новиковой значительно сократилось, тем не менее, оставаясь одним из самых крупных в Задонских степях, в 1863 г. в нем насчитывалось 900 маток.
В.Д. Иловайский был большим почитателем восточных персидских лошадей. В 1827 г., вернувшись из Персидского похода, как свидетельствует М. Измайловский, управляющий заводом Новиковой, В.Д. Иловайский привел 5 персидских жеребцов: Сардара, Лобатого, Хивинского, Араратского и Воейковского, 12 маток, и 12 двухлетних жеребчиков.

Существуют воспоминания, что из персидского же похода Иловайский привел персидского жеребца из Ардебиля. Этого жеребца он долго торговал у местного хана, а когда тот отказался продать любимую лошадь, казаки отбили жеребца силой, сделав подарок любимому атаману
Из своего наследственного табуна Иловайский отобрал лучших кобыл и вместе с 12 выводными матками образовал табун для персидских жеребцов. Персидский табун разместили в лучший Чикалдинский зимовник недалеко от Маныча, с ключевыми водопоями и хорошими зимними выпасами. Из 12 приведенных 2-х летних жеребчиков, 3 самых лучших Испаган, Меймун и Багдадский поступили в заводское использование. О восточном происхождении жеребцов свидетельствуют сами их клички. Сардар или Сарыляр означает золотистый. Меймун или Маймун один из типов карабахской лошади. В тот период Карабах находился под владычеством Персии. Лошади Карабахского Ханства отличались сухостью конституции, благородством форм и необычайно красивым золотистым оттенком масти. Каждый оттенок золотистой масти имел свое название: сары-кюрган - золотисто-рыжая, сары-кара-кюрган - золотисто-бурая, сары-кегер - золотисто-гнедая, сары-ачих - светло-золотисто-рыжая. Особо ценилась масть нарындж - "лимонная или желто-бурая с очень заметной искрой на всякой шерстинке, при том грива и хвост темно каштанового цвета с кровавом отливом в конце волоса". По преданию такая масть была у любимой кобылы Магомета Зульфии, но которой он отправился в путешествие на седьмое небо.

Умножить свой персидский табун В.Д. Иловайский пытался и за счет приобретения лошадей в Карабахе. Туда он посылал своих доверенных людей для покупки маток, где и купил 6 кобыл. В это время продавался целый табун карабахских лошадей князей Мадатовых, который ушел зимовать в Войско Донское. Однако приобретать его Иловайский не стал. Его лошади оказались лучше.
От приведенных из Карабаха кобыл было получено 8 жеребчиков и 3 кобылки. 7 жеребчиков в дальнейшем поступили в заводское использование под именами: Джеран, Бабахан, Карабахский, Мехти Хан, Имам-Кули, Рулет и Бриллиант.
Измайловский отмечает, что в табуне Новиковой лошади, происходящие от жеребцов, выведенных В.Д. Иловайским из Персии, гораздо крупнее и шире лошадей происходивших от карабахских жеребцов. Интересно, что эти различия между лошадьми восточного внутрипородного типа, сохранились и поныне. Отдельно выделяется карабахский подтип.
Благодаря коннозаводческой деятельности В.Д Иловайского донская лошадь приобрела свойственную персидским лошадям благородство, нарядность, неповторимый золотистый оттенок масти. От персидских и карабахских лошадей донская порода унаследовала, разумеется, не только масть. Они передавали красоту и элегантность внешних форм, свободные производительные движения и в то же время не теряли приспособленности к степным условиям содержания. Эти качества способствовали очень быстрому распространению лошадей с восточной кровью в задонских конных заводах.

У Иловайского были не только персидские табуны. За большие деньги В.Д. Иловайский покупал чистокровных жеребцов в известных российских конных, заводах. Доставал лучших жеребцов из малороссийских (украинских) заводов. В 1837 г. он купил 12 косяков у коннозаводчика Мартынова. Это были лошади совсем другого типа: рослые, тяжелые, более способные к работе в упряжи, чем под верхом.
В донских степях, не было завода, где не использовались бы жеребцы, рожденные в заводе Иловайского. В.Д. Иловайский первый ввел в своем заводе заводские книги. Продолжала вести заводские книги и его вдова Новикова, а в дальнейшем и князь Меньшиков, который приобрел часть завода Иловайского.
В донских лошадях завода князя Меньшикова "персидский" тип был выражен особенно ярко. Лошади его завода пользовались большой популярностью у задонских коннозаводчиков. Осколок этого завода достался и советскому коннозаводству в виде потомства жеребца Павлина, который происходил от, как тогда говорили, персидского Орла и персидской матки. Внук Павлина, Пион р.1906 г., проработал в конзаводе им. Буденного до глубокой старости. Последний его приплод был получен в 1929 г. Дочери Пиона образовали гнездо ценных маток, носительниц ценнейшего восточного типа, основательниц семейств представители которых до сих пор имеются в породе.

Лучший сын Пиона Жасмин р.1927 г. был получен от одной из самых ценных донских маток Маруси. В 1940 г. Жасмин был признан чемпионом породы. Во время войны 1941 г. все поголовье племенных донских конартели им. Буденного, в составе которого был и Жасмин, остается на оккупированной немцами территории и в полном составе отправляется в тыл, в Пруссию. Донские лошади там тщательно сохраняется, как и вся племенная документация на них, ксерокопии которых попадают к нам, в Россию спустя более полувека. Лошади вернулись раньше, сразу, как наши войска перешли границу Германии. Потомство Жасмина, в Зимовниковском заводе, через его последнюю дочь Жертву 1945г., через правнучку по матери Веточку р.1950 г. дошло до наших дней, среди него жеребец Забияка 1996г. родословная которого через Пиона, Пашу, Павлина, Орла уходит в глубь столетий к лошадям завода В.Д. Иловайского.

Категория: Персоналии | Добавил: Nikol (10.12.2012)
Просмотров: 2972 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Яндекс.Метрика