© Эмблема сайта разработана художником-дизайнером Вероникой Николаевой
Среда 20.09.2017 19:34
Сайт о донской и буденновской породах лошадей
Вы вошли как Гость |Группа "Гости"
Главная » Статьи » Научно-Популярные статьи

Коннозаводство и кавалерия

В России развитие верхового коневодства и коннозаводства целиком и полностью было связано с армией, с кавалерией. Российский климат, с его длинными снежными зимами, осенней и весенней распутицами, скорее, располагал к езде в различных экипажах, чем верхом. "В России верхом не ездят", - замечали современники.

До отмены при Александре II обязательной для дворянства воинской повинности все дворяне обязаны были отслужить в армии, в основном в элитных кавалерийских полках, и, разумеется, на своих собственных лошадях. Небольшие конные заводы верховых лошадей были во многих дворянских усадьбах.

Донские, терские, кубанские, уральские казаки несли воинскую службу на своих собственных лошадях. Коневодство у них было общинное. Каждая казачья семья имела несколько кобыл, которые находились в общем "плодовом" табуне.

После неудачной Крымской войны 1857 г., когда экономическое положение страны покачнулось, произошло численное сокращение в армии, в том числе и кавалерии. Спрос на верховых лошадей со стороны ремонтных комиссий резко сократился. Вскоре после этого последовала реформа 1861 г., отменившая крепостное право. В новых экономических условиях первыми стали ликвидироваться конные заводы верховых лошадей, как самая малодоходная часть хозяйства. С 1857 г. по 1862 г. число конных заводов верховых лошадей уменьшилось с 2400 до 900. Верховое коневодство стало вытесняться не только из центральных областей России, но и из причерноморских и приазовских степей, где экономически гораздо выгоднее было заниматься зерновым хозяйством, овцеводством крупным рогатым скотоводством.

Для обеспечения конским составом армии, в том числе и кавалерии, при военном ведомстве существовала специальный "ремонтный отдел". В обязанности этой службы входило ежегодное приобретение определенного количества лошадей для замены выбывших. Лошади приобретались у коннозаводчиков в так называемых "культурных" районов, т. е. в центральной и западной частях России, и в Малороссии (Украине).

К началу 70-х годов XIX века стала ощущаться резкая нехватка лошадей для ремонта кавалерии. К этому времени почти совершенно исчезла малороссийская лошадь, которая, если судить по дошедшим до нас скупым сведения, охотно приобреталась для рядового кавалерийского состава, и о которой мы сейчас практически ничего не знаем. Взоры военных ремонтеров невольно обратились к донским степям.

Первым коннозаводчиком на Дону был герой войны 1812 г. атаман М.И. Платов. Свой конный завод в 1770 г. Платов основал за левым берегом Дона в Задонских степях. Вслед за Платовым в тех же местах организовали свои конные заводы еще несколько крупных казачьих генералов, в том числе и широко известный казачий клан Иловайских.

Донские, запорожские, терские и кубанские казаки в XVIII веке войны вели на южных и юго-восточных границах Российского государства. На всероссийскую арену казачьи войска, особенно донские, вышли во время войны с Наполеоном. В боевых операциях они начали принимать участие с 1804 г. в составе молдавской армии под командованием М.И. Кутузова. На своих лошадях казаки провоевали всю войну, прошли по Европе, участвовали в торжественном вступлении российских войск в Париж, и на них же вернулись в родные Донские степи. Такое не удавалось ни одной коннице в мире.

Тем не менее, в кавалерийской среде бытовало, определенное предубеждение против лошадей с Дона. В ходу было мнение, что это дикая, плохо управляемая лошадь. Но уже с середины XIX века в условиях острой нехватки лошадей для армейского ремонта донская лошадь стала проникать в регулярную кавалерию, иногда под маркой черноморской лошади. После войны с Турцией 1877 г., в которой степные Задонские лошади лучше всех перенесли боевую обстановку, со стороны армии появились требования привода в годовой ремонт кавалерии исключительно задонских лошадей. И именно в это время происходит некоторый спад в донском коннозаводстве. По ряду экономических причин богатое казачество, которое имело конные заводы в задонских степях, начинает терять интерес к занятию коннозаводством. Конные заводы один за другим приходят в упадок.

Перед армией встает проблема обеспечения лошадьми должного качества. С 1879 г. устанавливается стандарт отбора лошадей в армию по росту, от 2 аршинов и 1 вершка до 2 аршинов и 6 вершков (от 146 см до 168 см в холке).

К этому же времени относятся и изменения в структуре кавалерийских полков. Количество эскадронов увеличивается с 4 до 6. В Государственном управлении коннозаводства уверяли, что в России найти 1000 лошадей для армейского и кавалерийского ремонта не представляет труда. На практике выяснилось, что представляет.

Необходимо было принимать срочные меры, и Военное ведомство берет в аренду у Войска Донского земли по левому берегу Дона. За почти символическую плату всем желающим предлагается брать эту землю для развития коневодства. С каждого участка в 2400 десятин арендатор должен был ежегодно сдавать в армию от 8 до 15 лошадей, при этом скотоводство, овцеводство и хлебопашество ограничивалось только личными потребностями. Это привлекает в Задонье энергичных деятельных людей. Один за другим возникают степные усадьбы новых владельцев - зимовники. Постепенно возникает и крепнет задонское коннозаводство. Оно находится под постоянным контролем со стороны военного ведомства. Через каждые три года на четвертый проводится инспекционная проверка состояния коневодства в конных заводах. Коннозаводство крепнет, совершенствуется технология содержания лошадей.

Огромное влияние на развитие коневодства оказывают требования ремонтных комиссий. Экономическое положение коннозаводчиков напрямую связано с качеством поставляемых в ремонт лошадей, чему способствует четкая оплата за каждый "вершок", за каждое экстерьерное достоинство. Работа ремонтных комиссий идет гласно, при большом стечении владельцев. Среди коннозаводчиков выделяются лидеры. Армия получает устойчивую и надежную базу для ежегодного пополнения конским составом. Но при всех несомненных успехах положение задонских коннозаводчиков неустойчиво. Частное задонское коннозаводство развивается на землях ему не принадлежащих.
Срок аренды был установлен ориентировочно до 1900 г.

Тогда в конце 80-х годов XIX века никто не мог предположить, насколько эффективно будет развиваться эта отрасль, и в какую зависимость попадет армия от задонского коннозаводства, а то, в свою очередь, от решений Войска Донского. Нельзя сказать, что военное ведомство и Главное управление государственного коннозаводства не волновало сложившееся положение. В свою бытность Главным Управляющим Государственным коннозаводством граф Воронцов-Дашков употребил все усилия для создания взамен Донского коннозаводства коннозаводство культурное и степное в Тургае и Кустанае. Однако ни его усилия, ни усилия его преемников на этом посту успехом не увенчались. И не могли увенчаться. Коневодческая общественность России, включая и представителей государственного коннозаводства, плохо была знакома со степным коневодством юга страны. Оно представлялось чем-то примитивным и не стоящим серьезного внимания. Задонские коннозаводчики были совсем из другого социального строя, чем коннозаводчики "культурных" районов. Среди первых это были в основном торговые люди, мещане, крестьяне, калмыки, среди вторых - потомственное дворянство, в том числе и представители правящей династии, богатое купечество.

"Ни одно государство в мире, - пишет он же в статье, опубликованной в Альбоме Всероссийской конской выставки 1910 г., - не обладает таким огромным и оригинальным коннозаводством верховой военной лошади на площади размером 800000 десятин с 60000 поголовья, которая дает половину ремонта на всю регулярную кавалерию."

Поэтому когда в 1910 г. на Всероссийскую конскую выставку в Москве Задонские коннозаводчики привели самую большую по численности и очень интересную по качеству группу верховых лошадей, это стало сенсацией. Старались они не случайно. Первоначальные сроки аренды земли у Войска Донского давно истекли, уже неоднократно переносились.

К 1910 г. из-за рынков сбыта обострилась отношения между коннозаводчиками верховых лошадей в "культурных" районах и в "степных". Суть разногласий лежала исключительно в экономической сфере. Как уже упоминалось выше, основными покупателями верховых лошадей были ремонтные комиссии. Цена на лошадей была фиксированной и дифференцировалась в зависимости от роста, экстерьера, качества подготовки. Цены на "культурных" лошадей были почти в два раза выше, чем на "степных". Тем не менее, для задонских коннозаводчиков производство лошадей было экономически выгодно из-за низкой себестоимости, а для коннозаводчиков "культурных" районов - нет. Коннозаводчики "культурных" районов доказывали, и вполне справедливо, что государственной казне донские лошади обходятся нисколько не дешевле, т. к. приходится платить и за аренду земли Войску Донскому и непосредственно коннозаводчику.

На Первом Всероссийском съезде коннозаводчиков в Москве в августе 1910 г развернулась ожесточенная дискуссия между задонскими коннозаводчиками и заводчиками верховых лошадей центральных и западных районов России. Напор "культурных" коннозаводчиков был очень велик. Особенно был активен генерал Ф.Н. Измайлов, главный управляющий Дубровского конного завода, принадлежавшего великому князю Дмитрию Константиновичу, и где в то время разводились орлово-растопчинцы. От имени задонских коннозаводчиков выступал только князь П.Н. Трубецкой. Главным защитником Задонского коннозаводства стояло Военное ведомство. От его имени страстно, убедительно и аргументировано выступал генерал А.Ф. Грушецкий, возглавлявший ремонтный отдел в кавалерии. Но, несмотря на все споры и разногласия, коневодческая общественность России признала большую значимость Задонского коннозаводства для обороноспособности империи.

В то же время всем было ясно, что времена экстенсивного хозяйствования безвозвратно проходят. Передовые задонские коннозаводчики это прекрасно понимали и были готовы к переменам. Направление этих перемен было выбрано и одобрено на Первом Всероссийском Съезде коннозаводчиков. Решения, выработанные съездом, должны были дать новый толчок к развитию верхового коневодства и степных и центральных районах России.

Но до начала Первой Мировой войны оставалось всего 4 года. Задонское коннозаводство продолжало наращивать свою мощь. Война 1914 г. потребовала огромного количества лошадей и для кавалерии, и для легкой артиллерии и для обоза. При полной мобилизации армии требовалось 50'000 лошадей для кавалерии, 20'0000 для артиллерии, 400'000 обозных. Во время военных действий ежегодный ремонт составлял 100'000 лошадей. В течение всей войны Задонское коннозаводство бесперебойно поставляло лошадей для кавалерии.

Гражданская война особенно жестоко бушевала на юге России. Задонское коннозаводство оказалось в эпицентре этого огненного вихря. На донских лошадях воевала и красная и белая конница. В этой мясорубке погибло огромное количество лошадей.

Красная Армия остро нуждалась в лошадях. Восстановлением коннозаводства на Северном Кавказе занялись сразу же после окончания Гражданской войны. 20 ноября 1920 г. приказом РВСР (Революционного Военного Совета России) в Ростове на Дону учреждается Управление Коннозаводства и Коневодства "УДОНКАВКОН". На это управление возлагалось руководство и наблюдение за изъятием из частей войск и управлений Кавфронта (Кавказского фронта), а также из совхозов и советских учреждений, племенных лошадей для организации конзаводов и заводских конюшен. Работа шла трудно. Когда-то богатый цветущий край был совершенно разорен. Большинство построек разрушено или сожжено. По степям небольшими группами ходили брошенные лошади. Штат "УДОНКАВКОН'я" состоял из бывших коннозаводчиков и офицеров. Мы не знаем имен этих людей, но именно с их помощью были найдены степные зимовники бывших конных заводов. Началось собирание и опознание лошадей, установление места их рождения и происхождения. Эту работу могли выполнить только люди достаточно хорошо знакомые с задонским коннозаводством. Лошадей опознавали по таврам. Как правило, у коннозаводчиков были персональные эмблемы, которыми таврились лошади.

После возвращения с Крымского фронта командования 1-й Конной Армии во главе с командармом С.М. Буденным работа по организации конных заводов активизировалась. После ряда реорганизаций было выделено семь военных конных заводов в Ростовской области и в Ставропольском крае, в которых сосредоточили наиболее ценное племенное поголовье лошадей. Постепенно сеть конных заводов быстро разрасталась. Они делились на племенные и табунно-ремонтные. Конные заводы должны были поставлять лошадей как в армию так и в сельское хозяйство. К работе в коннозаводстве привлекались молодые талантливые специалисты. И, несмотря на все трудности, восстановление коннозаводства шло быстрыми темпами.

В 1932 г., когда отмечалось десятилетие работы военных конных заводов, группа специалистов за достижения в работе по коннозаводству была удостоена правительственных наград. Причем если официально участие в восстановлении коннозаводства старых дореволюционных кадров нигде и никогда не упоминается, словно все начиналось с чистого листа, фактически их участие присутствовало, и свою лепту они внесли. Без их опыта и знаний невозможно было бы восстановить происхождение лошадей, организовать правильно весь технологический процесс выращивания племенных животных. Можно с полным правом сказать, что советское коннозаводство на Юге России стало преемником Задонского коннозаводства.

К началу войны 1941 г. работа военных конных заводов была полностью отлажена. Но для конницы это была последняя война. Тем не менее, свою роль она сыграла. Помимо кавалерийских корпусов, лошадь была нужна в разведке. На живом тягле была легкая артиллерия, это видно по кадрам военной кинохроники. Военные конные заводы эвакуированные за Волгу, в течение всей войны поставляли лошадей Армии.

Своеобразной точкой в истории конницы в нашей стране был Парад Победы на Красной площади в Москве в 1945 г. Маршал Г.К. Жуков, принимавший парад, и маршал К.К. Рокоссовский, командовавший парадом, были верхом на лошадях. Это было последнее поколение военначальников такого ранга, прошедшее кавалерийскую подготовку. Оба маршала были прекрасными всадниками. В этом параде принимали участие и кавалеристы.

В 1953 г. на сентябрьском пленуме коммунистической партии было принято решение о прекращении деятельности военных конных заводов. Уже с 1954 г. часть конных заводов была ликвидированы, часть - преобразована в зерновые и животноводческие совхозы. Статус государственных конных заводов остался за заводами, где было сосредоточено наиболее ценное племенное поголовье. В Ростовской области это были и есть конные заводы им. Буденного, им.Первой Конной Армии, им. Ворошилова, им. Кирова, в Ставропольском крае - Терский и Ставропольский.

Для коневодства настали тяжелые времена, в одночасье оно оказалось совершенно не нужным официальным государственным органам, которые декларировали наступление в ближайшем будущем тотальной механизации. Реальная жизнь вносила свои коррективы. Еще несколько десятилетий жизнь сельских жителей была немыслима без лошади. На юге России и Украине, в Казахстане и в Киргизии самое широкое распространение имели донские и буденновские лошади.

Донская порода - единственная старинная отечественная порода верховых лошадей и своим появлением, и своим развитием и восстановлением после революции обязана армии, кавалерии. Создание буденновской породы, одной и лучших верховых полукровных пород мира было обусловлено спросом со стороны кавалерии.

В настоящее время обе эти породы нашли свое место в бурно развивающемся во всем мире конном спорте. В России особенно активно конный спорт стал развиваться в последнее десятилетие, когда наши люди получили возможность иметь лошадь в частном владении, стали свободнее в общении с миром.

Что-то есть невыразимо привлекательное в облике всадника верхом на лошади, затрагивающее какие-то глубинные струны в душе человека. В мире, полном техники, все больше людей, которых привлекает не только конный спорт, а просто общение с красивым, сильным, послушным воле человека животным. Все больше внимания привлекают национальные породы лошадей, вся история которых тесно связана с историей своей родины.

Старший научный сотрудник
отдела селекции ВНИИ Коневодства
кандидат с/х наук
Киборт М.И.

Категория: Научно-Популярные статьи | Добавил: Nikol (10.12.2012)
Просмотров: 3064 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Яндекс.Метрика