© Эмблема сайта разработана художником-дизайнером Вероникой Николаевой
Понедельник 29.05.2017 06:56
Сайт о донской и буденновской породах лошадей
Вы вошли как Гость |Группа "Гости"
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОРОД

ДОНСКАЯ ПОРОДА
БУДЕННОВСКАЯ ПОРОДА


История буденновской и, в особенности, донской породы, неразрывно связана с историей нашего государства. Каждое событие, оказавшее то или иное влияние на наше страну, в свою очередь проецировалось на историю пород. А прошлый век был ох, как богат на судьбоносные исторические повороты!


ДОНСКАЯ ПОРОДА

 

Донская - одна из старейших отечественных заводских пород. По своей самобытности и значимости для коневодства России она стоит в одном ряду с орловским рысаком. Но если орловский рысак был создан в сравнительно короткий промежуток времени и на основе почти исключительно завозного материала, то у донской породы глубокие российские корни, и совершенствовалась она веками. Далеко не сразу дончак из простого аборигена-степняка превратился в крупную и нарядную кавалерийскую лошадь.


Кони наших дедов

Истоки донской породы - на юге и юго-востоке России. По южнорусским степям, простиравшимся от Днепра до Волги и дальше на восток, издревле перекатывались волны кочевых племен и народов, а с ними табуны лошадей и стада скота. С XI по XV века в этих степях кочевали половцы, или кипчаки, выходцы из Средней Азии. В XIII веке в кипчакские степи вторглись орды Чингисхана. В дальнейшем татары смешались с половцами и практически стали одним народом; по имени своего правителя хана Ногая они стали называться ногайцами. Лошади ногайских татар монгольского корня смешались с половецкими, а затем испытали на себе воздействие восточной крови. Ногайские лошади были хорошо известны в Московском государстве: они попадали даже в царские конюшни. Ногайская лошадь и стала прародительницей казачьей лошади далекого прошлого.

История донской породы тесно связана с историей донского казачества. Первые упоминания о казаках относятся к XV веку. Триста лет спустя в русской армии сражались уже десятки тысяч казаков. Дальние военные походы, постоянные стычки с кочевниками, сидевшими на быстрых степных скакунах, - такова была их беспокойная жизнь, в которой всюду сопровождал казака добрый конь, преданный, «ветроногий», неутомимый друг.

Донская порода на протяжении своей истории испытала на себе влияние многих пород. Хорошо заметна в дончаке восточная кровь: персидских, турецких, карабахских лошадей казаки приводили из походов. Восточные породы наложили на донскую лошадь свою «золотую печать» - яркий золотистый оттенок масти - и придали ее экстерьеру своеобразие и нарядность. С середины XIX века на Дон стали поступать лошади отечественных верховых пород: орловской верховой, орлово-ростопчинской, стрелецкой. В этот период старая донская лошадь, еще тяготевшая к степным предкам, все больше превращалась в породу заводского качества. В XIX-XX веках оставили глубокий след в донской породе чистокровные лошади. Однако довольно суровые условия содержания и жесткие требования к казачьему, а позднее ремонтному коню способствовали формированию в породе исключительной однотипности.

В станицах по правому берегу Дона сложилась своеобразная форма ведения коневодства. Основой ее были конно-плодовые табуны, в которые кобылы и молодняк, принадлежавшие отдельным казакам, сводились для совместного содержания и воспроизводства. На период случки в табуны назначались жеребцы из числа особо отличившихся на военной службе или ценных трофейных.

Со второй половины XVIII столетия началось освоение богатых левобережных степных просторов - Задонья. Эти места приходилось отвоевывать у кочевников. Первый конный завод в Задонье основал в 70-х годах атаман Платов, затем появились заводы Иловайских, Серикова, Кутейникова, Янова и многие другие. Росту их числа и поголовья способствовало положение о безвозмездном и неограниченном использовании под коневодство задонских степей, принадлежащих Войску Донскому. Однако формы содержания лошадей были крайне примитивными, действовал жесточайший естественный отбор.

В 1835 году «Войсковым положением» правила предоставления земельных участков были изменены. На 500 голов табуна предоставлялся участок в 1,5 версты вдоль реки и 5 верст в глубину степи. Была установлена арендная плата за одну лошадь - 15 копеек серебром в год. Теперь коневодство стало выгодным в основном крупным коннозаводчикам, располагавшим большими средствами, но такое положение способствовало качественному улучшению донской лошади.

В опубликованном в 1878 году «Списке частных конских заводов» Область Донского Войска занимала особое место: на ее территории находилось около половины верховых заводов Российской империи. Она была основным поставщиком верховой лошади на российском рынке. Самые крупные заводы располагались в Задонье, общее количество маток в них достигало 20 тысяч голов. Основными владельцами конных заводов в тот период были офицеры Донского Войска. Простые казаки содержали своих лошадей в плодовых табунах, насчитывавших в тот период 14,5 тысяч кобыл.

Новые правила о донском частном коннозаводстве, появившиеся в 1877 году, способствовали наплыву на Дон торгового капитала. Заводы казачьего дворянства начинают переходить к новым владельцам, бывшим ремонтерам, торговцам лошадьми и скотом. Появляются заводы Корольковых, Пишванова, Подкопаева, Букреева. Идет бурный рост конского поголовья. В 1910 году численность маток в Задонье составляла 32 тысячи голов.
Задонские коннозаводчики с успехом продемонстрировали ценные качества своих лошадей на Всероссийской конской выставке в Москве в 1910 году. Донская порода была признана таким же национальным достоянием, как и орловский рысак. Перед первой мировой войной задонское коннозаводство было основным поставщиком лошадей для регулярной кавалерии: дончаками комплектовалось около 40% ее конского состава.


Восстановленная заново

Войны и революции полностью разрушили и задонское, и станичное коневодство. От многотысячных табунов осталось лишь несколько сотен полуодичавших лошадей. К восстановлению донского коннозаводства приступили в конце 1920 года, но лишь через четыре года удалось собрать маточный состав для военных конных заводов. Никаких племенных записей, конечно, не сохранилось. Происхождение лошадей устанавливали путем опроса, по таврам бывших коннозаводчиков, ориентируясь по выраженности типа породы. После сортировки и типизации поголовья в 1926 году было сформировано 6 крупных конных заводов. Поголовье донских лошадей было сосредоточено в конном заводе им. Буденного. Небольшая группа маток некоторое время находилась в конезаводе им. Первой Конной армии. По состоянию на 1 января 1929 года маток донской породы было всего 209 голов!

Племенных жеребцов осталось очень мало, приходилось работать с тем, что было. Однако продуманное использование имевшихся производителей позволило заложить линии, которые существуют в породе и поныне. Так, современная линия Боливара восходит к золотисто-рыжему Буяну, рожденному в 1916 году в конном заводе С.Воеводина, основатель другой линии Барвинок - потомок рожденного в 1918 году золотисто-бурого Бордо. Большинство жеребцов-продолжателей линий родилось в конезаводе им. Буденного. А вот продолжателей линий Забавника I и Челна получил коннозаводчик П.Л.Лопаткин, который в период столыпинских реформ ушел с Дона в Киргизию вместе со всем своим имуществом. Во время национализации он передал государству все племенное поголовье лошадей и овец. Лопаткинские лошади стали основой Нарынского конезавода, а потом были переведены в Иссык-Кульский завод.

И все же на первых порах донской породе страшно не повезло. В среде кавалеристов, а в военных конных заводах их было немало, большой популярностью пользовались английские чистокровные и полукровные лошади. Донских лошадей стали рассматривать лишь как сырье для получения полукровок. Лучшие донские кобылы крылись жеребцами чистокровной верховой породы, донские жеребцы использовались на беспородных ремонтных кобылах. К счастью, этот процесс успели вовремя остановить. С 1930 года отношение к донской породе круто меняется: приоритетным направлением в работе с ней становится чистопородное разведение.

Однако маятник качнулся в противоположную сторону: чистопородность стали возводить в абсолют. Для донской породы это, как и любая крайность, могло оказаться не меньшим бедствием. Отсекался ценный генофонд: ведь многие из лучших донских кобыл почти весь приплод оставили от чистокровных или полукровных жеребцов. Возвращать этот генофонд в донскую породу приходилось путем возвратного скрещивания с донскими жеребцами. Лошадей с 1/4 крови по чистокровной верховой породе на первых порах отнесли к буденновской породе. После некоторого колебания в донскую породу все же допустили лошадей с 1/8 английской крови, и опыт последующей работы подтвердил правильность такого решения.

Первый том Государственной племенной книги лошадей донской породы, составленный А.Ф.Басовым, был издан в 1934 году. В 1939 году выходит книга Л.В.Каштанова «Донская лошадь»: в ней тогдашний начкон конезавода им. Буденного подробно излагает историю возникновения и развития донского коневодства, дает характеристику состояния донской породы на тот период и намечает пути ее дальнейшего развития.

Уже в довоенные годы начался достаточно быстрый рост численности породы сначала в Ростовской области, а затем и в прилегающих южных и юго-восточных регионах европейской части России, в Казахстане и Киргизии. К концу 40-х - началу 50-х годов донских лошадей разводили уже в 32 конных заводах. Дончаки проявили удивительную способность к акклиматизации в различных условиях, от южнорусских степей до предгорий Тянь-Шаня и Алтая, и стали основным улучшателями верховых рабоче-пользовательных лошадей на всей территории Советского Союза. Донская порода использовалась при выведении кустанайской, новокиргизской и кушумской пород лошадей.

Масштабное сокращение всего конского поголовья, которое произошло в середине 50-х годов, затронуло и донскую породу: большинство конных заводов было преобразовано в многоотраслевые совхозы. Некоторые из них сохранили конефермы, но уровень племенной работы, технология содержания лошадей резко ухудшились. И это при том, что дончаки находили широкий спрос как улучшатели верховых рабоче-пользовательных и табунных лошадей. К концу 50-х - началу 60-х годов донская порода по численности занимала второе место после рысаков: общее ее поголовье исчислялась сотнями тысяч. Однако количество лошадей, происхождение которых подтверждалось записями в государственных племенных книгах, было несравненно меньше. Фактически работа с породой замыкалась в четырех конных заводах: им. Буденного и Зимовниковском в Ростовской области, Иссык-Кульском в Киргизии, Луговском в Казахстане, а также нескольких племенных конефермах в Ростовской области.


"Кровный" вопрос

Первые пять жеребцов английской чистокровной породы появились на Дону в 1813 году, в заводе атамана Платова. В течение всего XIX века количество английских производителей было невелико, невелико поэтому было и их влияние. Однако с начала XX века положение стало меняться. Дело в том, что с развитием задонского товарного коннозаводства уровень работоспособности у донских лошадей стал постепенно, но неуклонно снижаться. Коннозаводчики, отдавая должное типичности, породности и нарядности донских лошадей, отмечали у них серьезные экстерьерные недостатки. Причина проста: ни жеребцы, ни, тем более, кобылы, никак не оценивались по рабочим качествам. В этом было серьезное отличие от системы разведения в казачьих плодовых табунах, когда для воспроизводства использовались жеребцы, хорошо проявившие себя на воинской службе.

Армии же теперь требовалась лошадь более резвая, с хорошими движениями. Быстро получить такую лошадь можно было, используя скрещивания с английскими чистокровными лошадьми. Приток их на Дон резко возрос. По данным «Справочника частных конных заводов» за 1904 год, все конные заводы западной части Задонья имели если не чистокровное, то обязательно полукровное отделение. Чистокровные верховые жеребцы стояли и в Провальском войсковом конном заводе, созданном для обслуживания казачьего коневодства жеребцами-производителями. Влияние английской крови на донскую породу ограничивалось только примитивными условиями выращивания молодняка.

В начале XX века в Ростове, Новочеркасске, Великокняжеской (ныне город Пролетарск) появились скаковые общества, однако для донских лошадей испытания не носили систематического характера. Когда в 1924 году скачки на ипподроме в Ростове-на-Дону были возобновлены, цель их проведения была сформулирована четко: в племенной состав должны поступать производители и матки, не только отобранные по экстерьеру, но и проверенные по внутренним качествам.

Со временем донские лошади стали испытываться не только на Ростовском, но и на Алма-Атинском, Фрунзенском, Сальском и Чолпон-Атинском ипподромах. Этот способ выявления работоспособности донских лошадей постоянно вызывал споры, у него были и свои убежденные сторонники, и непримиримые противники. Однако многолетний опыт показал, что скачки - это практически единственный реальный способ выявления работоспособности у лошадей отечественных верховых пород. В качестве альтернативы были разработаны и дали неплохие результаты на практике другие системы тренинга и испытаний, но они не прошли проверку временем. И не потому, что они были плохи и не отвечали поставленным целям: просто ипподромная система испытаний зрелищна, имеет экономические преимущества и давние традиции в районах верхового коневодства. Благодаря селекции на основании сведений о скаковой работоспособности удалось значительно улучшить не только качество движений донских лошадей, но и строение конечностей.


Дончак сегодня

Но все же состояние породы позволило к началу 60-х годов планировать ее использование в будущем, в первую очередь в массовом конном спорте, прокате, туризме. Целенаправленная племенная работа дала свои плоды. Были преодолены последствия массового скрещивания с чистокровной верховой породой. Донские лошади, выращенные в конных заводах, отличались типичностью, нарядностью, одновременно неприхотливостью и хорошим здоровьем. Они могли удовлетворить спрос и на очень крупную лошадь до 170 см в холке, и на лошадь среднего роста до 159 см в холке. Теперь сложились все предпосылки для решения следующей очень важной задачи - улучшения качества движений на всех аллюрах. С 1962 года все четыре конных завода начали работать в этом направлении и к началу 70-х уже добились положительного эффекта.

Однако сама идея использования донских лошадей в массовом конном спорте далеко не всеми была воспринята с энтузиазмом. В то время имело место скептическое отношение к использованию в спорте не только дончаков, но и буденновцев. Многие, главным образом чиновники от коневодства, видели в дончаках лишь улучшателей рабочих и табунных мясных лошадей в восточных районах СССР. Сначала, вопреки мнению специалистов конных заводов, ипподромов и ВНИИ коневодства, в 1977 году был наложен запрет на вводное скрещивание, потом начались атаки на испытания донских лошадей в гладких скачках. В конце 1983 года из Главконупра МСХ СССР поступило распоряжение о прекращении испытаний донских лошадей на ипподромах страны. Донские лошади ушли с ипподромов, а одновременно и из поля зрения всей коневодческой общественности.

После распада СССР племенное ядро породы сократилось почти в два раза. За пределами России оказались Луговской и Иссык-Кульский конезаводы. Отпал и весь восточный рынок. Впервые за многие годы конные заводы стали испытывать трудности с реализацией лошадей, что повлекло за собой сокращение донского поголовья на племенных конефермах. Так недальновидность чиновников в прошлом обернулась большими проблемами сегодня.

Современная донская лошадь обладает качествами, которые позволяют ей найти широкое применение и сегодня. Недорогая, многоцелевого назначения лошадь пока не вошла в широкий обиход нашей жизни, но первые ростки этого явления вполне ощутимы. Красивая, сильная, отзывчивая на доброе отношение, неприхотливая в содержании и кормлении, обладающая крепкой конституцией и отменным здоровьем - такой лошади легко найдется место и в детской конноспортивной школе, и в крестьянском хозяйстве, она прекрасно подойдет и для верховых прогулок, и для иппотерапии.

Донская порода - это наша гордость, наша история. Обидно, что сегодня она, как и многие другие отечественные породы, оказалась в тяжелом положении: донского коня и не найдешь нигде, кроме как непосредственно в конных заводах. Порода держится и прогрессирует лишь благодаря энтузиазму людей, причастных к ее судьбе, их острому чувству ответственности, ясному пониманию того, что время все расставит по своим местам.

Информация взята из статьи М.И.Киборт к.с.-х. н,
старшего научного сотрудника ВНИИКоневодства
для журнала "Конный мир" №4, 2001 год

Полную информацию о донской породе Вы можете получить из книги "донская порода лошадей". Подробности о книге и о том, как ее купить, Вы можете узнать на нашем форуме

НАВЕРХ

БУДЕННОВСКАЯ ПОРОДА


Буденновскую породу, выведенную в военных конных заводах Ростовской области, принято относить к молодым: она была утверждена постановлением Совета министров СССР за № 4210 от 15 ноября 1948 года. Однако само по себе использование английских чистокровных жеребцов на донских матках не было чем-то новым и необычным.

Буденновская порода — продукт скрещивания двух самоценных пород — чистокровной верховой и донской.

Донская порода не просто стала материалом для более или менее успешного использования чистокровных производителей, она привнесла в буденновскую породу целый комплекс ценнейших качеств.

Издавна донская лошадь наряду с восточной (персидской, турецкой, карабахской) улучшалась и английской кровью, влияние которой особенно возросло в конце XIX — начале XX века. Тогда многие частные коннозаводчики уже имели не отдельных английских производителей, а целые отделения чистокровных и полукровных лошадей. Необходимость использования чистокровных производителей диктовалась спросом на резвую, сильную и выносливую лошадь для армии. Наилучшим образом требованиям, предъявляемым к коннице, соответствовали именно полукровные лошади — они и оплачивались «высшей ценой». Для артиллерии также нужна была полукровная лошадь, только более густого типа.

После первой империалистической и гражданской войн от многотысячного конского поголовья на Дону и Северном Кавказе осталось лишь несколько сотен полуодичавших лошадей, происхождение которых удавалось восстановить с большим трудом. Задонское коннозаводство понесло колоссальный урон, был разрушен весь его уклад, потеряны квалифицированные кадры. Но большой ошибкой было бы думать, что работа во вновь созданных военных конных заводах начиналась с нуля. Собирать жеребцов и кобыл, по таврам определять их владельцев, где по памяти, где по остаткам документов восстанавливать их происхождение помогали и бывшие владельцы-коннозаводчики. Этот факт замалчивался, писалось даже о вреде привлечения к работе старых специалистов. А ведь эти люди, даже имен которых мы сегодня не знаем, забыли о своих обидах, стремясь восстановить и сохранить то, что справедливо считали национальным достоянием.

Бывшие коннозаводчики и кавалерийские офицеры работали и в учрежденном 20 ноября 1920 года Управлении коннозаводства и коневодства на Дону. Да и непосредственно племенной работой занимались знающие квалифицированные специалисты. В конном заводе им. Буденного несколько лет работал бывший коннозаводчик и «белый офицер» Я.А.Лисицкий. Он прекрасно знал цену донской породе и мужественно ее защищал во время повального увлечения скрещиванием.


Порода имени Буденного

После возвращения Первой Конной из Крыма организацией конных заводов занялся легендарный командарм Семен Михайлович Буденный, в честь которого порода впоследствии и получила свое название. Огромная заслуга Буденного в том, что он сумел создать в заводах благоприятную среду для эффективного творческого труда. Возглавляли конные заводы, как правило, бывшие командиры Первой Конной армии, генералы. Один из них, М.И.Чумаков, руководивший конным заводом им. Буденного с 1925 года, послужил прототипом В.И.Чапаева для актера Николая Бабочкина.

На первом этапе лошадей набирали в конные заводы без соблюдения какого-либо плана с точки зрения породы или типа. Вначале предполагалось, что перед военными конными заводами будет стоять одна чисто практическая цель — производство лошадей для армии. Однако довольно быстро выявилась необходимость создания надежной племенной базы, способной обеспечить жеребцами-улучшателями верховое коневодство не только юга, но и всей страны.

Как-то не сразу вспомнили опыт коннозаводчиков дореволюционного периода, которые хорошо усвоили, что, не изменив принятую на Дону примитивную технологию содержания лошадей, невозможно вырастить хорошую полукровную лошадь. Но уже по первому полученному в конных заводах молодняку стало ясно, что простое накопление в помесях английской крови желаемых результатов не даст. Тогда использование чистокровных верховых жеребцов было решено ограничить в пользу англо-донских производителей. Всего с 1926 по 1940 годы в скрещивании было задействовано более семидесяти чистокровных английских жеребцов. И только три из них — Симпатяга, Кокас и Инферно — стали отцами родоначальников буденновской породы.

Работу затормозила война. Конные заводы были эвакуированы за Волгу, в казахские степи. Домой, на Дон, вернулись далеко не все лошади...

В конном заводе им. Буденного с 50-х по 70-е годы работал начконом Г.А.Лебедев. Это ему мы обязаны появлением в буденновской породе линии чистокровного Рубильника. Сейчас, когда эта линия доминирует в породе, мало кто знает, как трудно было работать с Рубильником. Это был жеребец очень высокой работоспособности, но трудный в работе. Он «ломал» тип, в его приплоде нередкими были беднокостность, высоконогость, повышенная требовательность к условиям содержания. Путем кропотливой аналитической работы селекционеру удалось преодолеть недостатки и упрочить достоинства, получив выдающихся жеребцов.

Начконом в конном заводе им. Первой Конной армии в конце 60-х стал В.И.Муравьев. Тогда этот завод во многом уступал конному заводу им. Буденного. Муравьев организовал успешное использование таких ценных производителей, как Рубидий, Бедуин, Эгоист, чистокровный Набат, ввел в практику работы завода отбор в культгруппы не жеребчиков, как это обычно было принято, а кобылок. На первый взгляд ничего революционного, а на практике этот прием способствовал формированию сильнейшего маточного состава, селекционированного не только по происхождению, типу и экстерьеру, но и по результатам в скачках. Современное безусловное лидерство конного завода им. Первой Конной армии в немалой степени обязано этому технологическому приему.

Сегодня племенное ядро буденновской породы сосредоточено в двух конных заводах Ростовской области: им. Буденного, им. Первой Конной армии. Ценные племенные лошади есть и на конефермах Ростовской области, в Калмыкии, в Краснодарском и Ставропольском краях. Все племенное поголовье охвачено централизованным племенным учетом.


Дорога в большой спорт

С начала 60-х годов для буденновской породы начинается новый отсчет времени. Как сказал стоявший у истоков создания буденновской породы В.К.Осипов, «в эпоху мощного развития техники лошадь, сдавая свои позиции в сельском хозяйстве, транспорте и в армии, завоевывает все больше и больше места в конном спорте».

Дорогу в спорт буденновцам затрудняли особенности технологии их выращивания. Правда, они же оборачивались преимуществами по сравнению с западноевропейскими полукровными породами: буденновцев и сейчас выгодно отличают крепость конституции, неприхотливость к кормлению и содержанию, хорошее здоровье и меньшая стоимость выращивания, а значит, и себестоимость. С другой стороны, многие качества, необходимые кавалерийской лошади, которые последовательно культивировались в буденновской породе, востребованы и в спорте. Так что набор признаков, по которым велась селекция, не претерпел серьезных изменений.

Сегодня буденновец – это в первую очередь лошадь высокого класса для всех видов конного спорта. Крупный рост, мощность, крепость конституции, выносливость позволяют буденновцам добиваться успеха в конкуре и троеборье, восточная красота, нарядность масти, эластичные движения позволяют некоторым из них выступать в соревнованиях по выездке.

Говоря об использовании лошадей буденновской породы в спорте, нельзя не упомянуть о таком своеобразном, но, увы, забытом ныне виде соревнований, как заезды тачанок. В тачанку впрягаются четыре лошади в ряд, во время состязаний они все идут галопом. Лошади должны быть хорошо съезжены, подобраны по масти, безукоризненно управляемы. Зрелищность таких соревнований необыкновенна - столько захватывающей красоты и мощи в словно летящих по ветру золотисто-рыжих лошадях.


Слово о скачках

Итак, буденновец – прежде всего спортивная лошадь. В то же время буденновская относится к числу тех немногих полукровных пород, представители которых регулярно участвуют в гладких скачках. У испытаний буденновцев в скачках всегда было немало противников. Многие из них считали, что погоня за резвостью может привести к измельчению, изнеживанию, «перекровливанию», потере типа. Эти опасения не оправдались. Буденновские лошади постоянно прогрессировали по росту, широкотелости, костистости, они сохранили хорошую приспособленность к табунному содержанию.

Более справедливыми следует признать претензии спортсменов. Они резонно считают, что испытания в гладких скачках не выявляют такие важные для спортивной лошади качества, как способность к прыжку, природная координация, свободные, производительные движения на разных аллюрах.

И все же влияние испытаний в гладких скачках на формирование буденновской породы трудно переоценить. На ипподромных дорожках шло постоянное соперничество питомцев двух ведущих конных заводов: им. Буденного и им. Первой Конной армии. Сначала это были дети и внуки чистокровных Симпатяги, Светца, Инферно и Кокаса, будущих родоначальников породы, потом — Браслета, Бежа, Кодекса и Чимкента, родоначальников ведущих линий. Под сильнейшим влиянием ипподромных испытаний складывалась самая распространенная в породе в настоящее время линия Рубильника-Рубина. Популярности лошадей конного завода им. Первой Конной армии немало способствовали ипподромные успехи потомков чистокровного Набата и высококровного Эгоиста, сына Эффекта.

Скачки — это действительно «испытание на прочность» для всего организма лошади, к тому же они позволяют вносить определенные коррективы в селекцию уже после первого года испытаний. Ведь работоспособность лошади важна при любом виде ее использования. К тому же буденновцы испытываются в скачках практически так же, как и чистокровные верховые. Различие в работе с чистокровной верховой и буденновской породами заключается в принципах отбора молодняка для скачек и использования результатов испытаний в селекции. Если в чистокровной верховой породе скаковой тренинг и испытания проходит вся ставка, то в буденновской — только лучшая ее часть, обычно 25-30%.

В последнее время увеличилось количество производителей, зарекомендовавших себя в конном спорте. В конном заводе им. Буденного несколько сезонов успешно использовался чемпион Олимпиады-80 Рейс, а в настоящее время его заменил сын Радиус. Среди нынешних производителей завода — лучшие конкурные лошади России: Дерзкий, Изюм, сын Изюма Идеалист, «троеборец» Ракитник. В конном заводе им. Первой Конной армии используются Бекрень, Гульдэн, Фантастический, Эмбарго, в Юловском — Белобок.

На первый взгляд, логично было бы селекцию по работоспособности вести на основе сведений о спортивной карьере лошадей. Но в действительности сделать это не так просто. Проблема селекции по спортивной работоспособности актуальна для коневодства во всем мире. В спорте даже при самых благоприятных условиях лошадь покажет, на что она способна, только в 7-8 лет, и оценить потомство того или иного производителя можно только к концу его племенного использования или уже после его смерти. Кроме того, в России до настоящего времени пока не сложилась надежная и оперативная система сбора информации о результатах выступлений лошадей на соревнованиях.

Может, не все в нашем коневодстве гладко и стройно и так, как хотелось бы. Но есть факты, с которыми нельзя не считаться. В истории буденновской породы есть олимпийское «золото» и европейские победы. Сегодня буденновцы готовы на равных спорить с тракенами и чистокровными верховыми за право называться лучшей спортивной породой России. Проданные за рубеж буденновские лошади достигают больших высот на международном уровне. Так что можно с уверенностью сказать: у буденновской породы большое спортивное будущее.

Информация взята из статьи к.с.-х. н. М.И.Киборт и
к.с.-х. н. А.А. Николаевой
для журнала "Конный мир" №4, 2002 год

НАВЕРХ

Яндекс.Метрика